Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать

Содержание
  1. Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки
  2. Что называется умственной отсталостью у детей?
  3. Классификация и симптомы умственной отсталости
  4. Причины отклонения
  5. Диагностические мероприятия
  6. Дифференциация умственной отсталости от других заболеваний психики
  7. Лечение и коррекция состояния
  8. Умственная отсталость легкой степени
  9. Основные признаки умственной отсталости легкой степени
  10. Принципы лечения и реабилитации при умственной отсталости легкой степени
  11. Как определить лёгкую умственную отсталость в зависимости от стадии заболевания
  12. Почему появляется заболевание
  13. Как проявляется умственная отсталость
  14. Лечение умственной отсталости
  15. Профилактика умственной отсталости
  16. Как вылечить умственную отсталость легкой степени у детей
  17. Классификация УО
  18. Причины появления  
  19. Признаки УО легкой степени
  20. Особенности детского слабоумия
  21. Легкая умственная отсталость у детей
  22. Причины легкой умственной отсталости у детей
  23. Диагностика легкой умственной отсталости у детей
  24. Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью
  25. Лечение и коррекция детей с легкой умственной отсталостью. Особенности обучения детей с умственной отсталостью
  26. Прогноз ребенка с легкой умственной отсталостью

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать

Благодаря когнитивным функциям головного мозга люди успешно учатся, работают и живут. Однако в первый год жизни детей могут быть выявлены симптомы умственной отсталости, что ставит под удар их будущее нормальное существование. Важно вовремя обратиться к врачу, а также принять умственно отсталых детей со всеми их индивидуальными особенностями, если в вашей семье таковые появились.

Что называется умственной отсталостью у детей?

Умственная отсталость – это психическое отклонение в развитии, вызванное органическим поражением ЦНС, по причине чего снижается познавательная деятельность. Психика у умственно отсталых детей развивается иначе, их личностные качества не такие, как у обычных детей.

Классификация и симптомы умственной отсталости

Ведущими признаками умственной отсталости являются нарушения интеллекта. Дети, отсталые умственно, впоследствии подвергаются социальной дезадаптации.

Признаки умственной отсталости:

  • снижение уровня интеллекта;
  • отсутствие мотивации в поведении;
  • полностью зависящее от окружающих и внешнего воздействия мнение;
  • отсутствие способности предусматривать последствия действий;
  • неразвитость умения контролировать инстинктивные порывы;
  • неспособность овладевать знаниями и применять их на практике;
  • дезадаптация в коллективах;
  • трудности с соблюдением режима дня;
  • плохая успеваемость;
  • неадекватное поведение;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • сопровождаемые заболевания: паралич, головная боль, тик, судороги.

Задержка умственного развития бывает:

  1. Врожденной (олигофрения) — дефект психики, имеющийся с момента рождения. Развитие ребенка с таким диагнозом никогда не достигнет нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Данное нарушение является непрогредиентым процессом.
  2. Приобретенной (деменция) – снижение интеллектуального уровня относительно нормы, соответствующей определенному возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

Степень отсталости интеллекта у умственно отсталых детей оценивают психологическими тестами на определение коэффициента IQ. Тяжесть нарушений интеллекта может значительно различаться. Относительно психиатрической классификации выделяют 3 степени отсталости интеллекта:

СтепеньНасколько выраженаХарактеристика развития детей с данной степенью недостаточностиРазновидности
Идиотиятяжелая
  • не способны осмыслить окружающий мир;
  • необучаемы;
  • функции речи сильно ограничены;
  • нарушены координация движений, моторика, поведение и эмоции;
  • все желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей;
  • поведение вялое и заторможенное;
  • двигательное беспокойство.
  • полные идиоты (лежачие, с полным отсутствием ощущений);
  • типичные идиоты (имеют основные инстинкты, речь не развита);
  • речевые идиоты (произносят некоторые слова, но познавательная речь отсутствует)
Имбецильностьумеренная
  • способны понимать обращенную к ним речь, овладеть самыми простыми трудовыми навыками;
  • речь относительно развита;
  • внимание является неустойчивым;
  • поведение нарушено;
  • отсутствует понимание смысла своей работы;
  • практически не обучаемы.
Дебильностьлегкая
  • конкретное наглядно-образное мышление, наблюдательность, упрямство, неумение обманывать, довольно развитая фразовая речь;
  • бедный лексический запас;
  • плохая ориентация в пространстве;
  • бедная эмоционально-волевая сфера;
  • нарушения в письменной речи и мелкой моторике.
  • неосложненная;
  • осложненная нарушениями разных анализаторов;
  • осложненная нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения

Причины отклонения

Задержку умственного развития могут спровоцировать все факторы, которые как-либо влияют на плод и его развитие в утробе, а также на развитие младенца. Сюда можно прибавить социальные причины, когда здоровые дети не получают внимание взрослых или получают его в виде агрессии.

Классификация основных причин умственной отсталости:

  • генетические — передача генных или хромосомных аномалий от родителей ребенку;
  • инфекционные болезни матери, повлиявшие на плод;
  • токсические и опьяняющие вещества, а также лекарства, которые повлияли на развитие нервной системы плода;
  • сильная недоношенность плода;
  • тяжелая форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
  • облучение матери (частые рентгеноскопические исследования во время беременности);
  • травмы, физическое воздействие (физическое травмирование плода в момент беременности или родовые травмы, спровоцировавшие повреждение ЦНС);
  • неблагополучная окружающая среда.

Диагностические мероприятия

Изучение интеллекта осуществляется при помощи специальных тестов из психологии, позволяющих точно определить уровень интеллектуального развития. В Российской Федерации используют адаптированную версию теста Векслера.

Кроме того, применяют метод генетического консультирования для определения причины заболевания, отслеживания наследственного фактора и выяснения возможности случаев рождения детей с аналогичными патологиями в рассматриваемой семье.

Специальную диагностику осуществляют путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. С ее помощью можно обнаружить генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Данное обследование могут пройти все женщины в возрасте от 35 лет, так как именно этот возраст характеризуется наличием высокого риска рождения умственно отсталых детей.

Для определения патологий головного мозга проводят УЗИ. Кроме того, проверяется уровень альфа-фетопротеина в составе крови беременной.

Олигофрению, вызванную генетическими факторами, можно диагностировать внутриутробно при помощи скринингового обследования. Его проводят на раннем сроке беременности.

При диагностике рассматриваемой задержки развития большую роль играет возраст ребенка. У новорожденных ее главные признаки – это явные физические аномалии (искаженное строение черепа, слишком широкое или узкое пространство между глазами, постоянно открытый рот и прочее).

Определить недуг по реакции младенца на какие-либо раздражители можно только в случае ее существенного отличия от нормальной. Например, если дети совсем не плачут и редко подают звуки, у них отсутствует оживление при появлении родителей, которое должно появиться на третью неделю жизни, то они, скорее всего, отстают в развитии. Здесь уже возможна умеренная степень недостаточности.

Диагностировать тяжелую степень отсталости (имбецильность) несложно. Дети с умственной отсталостью такой степени сильно отличаются. Их движения угловаты и размашисты.

Проявляется это и в поведении, и в способности запоминать, и в речи. Умеренная степень также достаточно заметна. Легкая же степень отсталости определяется сложнее. Ее признаки могут быть размытыми.

В этом случае прибегают к определению уровня IQ.

Дифференциация умственной отсталости от других заболеваний психики

Трудности диагностики умственной отсталости у детей, будь она легкой, умеренной или тяжелой, могут возникнуть из-за схожих симптомов с другими психическими заболеваниями. По этой причине очень важно проводить дифференциальную диагностику.

Необходимо отличить рассматриваемое заболевание от ранней шизофрении. Дети с таким диагнозом имеют отставание в развитии, носящее фрагментарный характер, что отличает их от олигофренов.

Шизофреники обладают следующими признаками, которые несвойственны олигофренам:

  • извращенное фантазирование;
  • симптомы кататонии;
  • аутизм.

Еще один недуг, от которого следует дифференцировать олигофрению — детская деменция. Это приобретенная форма детского слабоумия.

Характеристика деменции:

  • разнообразие эмоций;
  • довольно развитая лексика;
  • склонности к абстрагированию.

Лечение и коррекция состояния

Невозможно однозначно ответить на вопросы, как лечить умственное недоразвитие и что делать для нормального развития умственно отсталого ребенка.

Проблема состоит в причинах задержки развития, которые либо являются необратимыми, либо заложены в самом генотипе организма, что не дает возможности влиять на недостаточность каким-либо методом лечения.

В любом случае следует уделить максимум внимания обучению умственно отсталых детей.

Основные медицинские рекомендации для родителей детей с умственной отсталостью:

  • Своевременно обращаться за медицинской помощью для диагностики причины и степени прогрессирования умственной неполноценности, а также назначения последующего лечения.
  • Регулярно проводить обучение и развивающие занятия с умственно отсталыми детьми (поведенческие отклонения можно скорректировать с психологом).
  • Не изолировать ребенка от сверстников и взрослых несмотря на все опасения и неприятности.
  • Рассматривать социальную адаптацию как основу обучения умственно отсталых детей и их воспитания. Только достигнув самостоятельности в быту, освоив основы речи и письма и овладев простыми профессиями, умственно отсталые дети во взрослой жизни смогут быть полноценными членами общества.
  • Не завышать планку результатов ребенка, так как из-за особенностей характера, повышенного чувства собственной неполноценности и переживания неудач возможно сведение на нет всех достигнутых результатов.
  • Не потакать лени детей с задержкой развития, останавливаясь на достигнутом якобы приемлемом результате. Обучение общению нельзя прекращать на звуках ребенка, которые научились понимать только его родители. Для социальной адаптации этого будет мало.

Источник: https://RosMedPlus.ru/bolezni/nevrologiya/umstvennaya-otstalost-u-detej-simptomy.html

Умственная отсталость легкой степени

Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать

Умственная отсталость легкой степени (дебильность) – наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности (70-85% всех случаев психического недоразвития). В Международной классификации болезней МКБ-10 это расстройство обозначается шифром F 70.

Ранее выделялось несколько степеней дебильности – легкая, выраженная, глубокая, что позволяло более точно подходить к вопросам обучения, трудоустройства и обоснования признаков инвалидности у таких больных.

Основные признаки умственной отсталости легкой степени

  • Коэффициент интеллекта IQ – 50-69
  • По Бине и Симону дебильность устанавливается у  ребенка, который общается с окружающими, используя устную и письменную речь, но отстает в развитии от сверстников на 2-3 года и это не связано с неправильным посещением школы
  • Психомоторное развитие нарушено с раннего детства – позже начинают ползать, сидеть, ходить, говорить
  • Обычно отмечаются дефекты физического развития, неврологическая микросимптоматика, моторная неловкость, косноязычие, бедность и невыразительность мимики
  • Фразовая речь – с 3-4 лет
  • Различают основные и часть дополнительных цветов, выделяют предметы по форме, размеру, весу
  • При легкой умственной отсталости отмечается слабость абстрактного мышления, неспособность к сложным суждениям, отвлечению и обобщению, выделению существенных признаков предметов и явлений, полная беспомощность в заданиях на сообразительность
  • Ребенок, у которого имеется дебильность, может формировать хорошо известные ему группы: «животные», «фрукты», а иногда и «транспорт», «инструменты», «люди», но делает это по конкретно-ситуационным признакам
  • Если имеется умственная отсталость легкой степени, недоступно понимание переносного смысла пословиц, метафор, характерно буквальное их толкование
  • Выявляется бедность словарного запаса, склонность к употреблению слов без точного знания их смысла. Выражение своих мыслей вызывает большие затруднения, часто ребенок с легкой умственной отсталостью не может дать определение тому или иному предмету, заменяя слова междометиями и жестами
  • Пересказ однократно прочитанного текста обычно затруднен, при повторном прочтении ситуация улучшается, но скрытый смысл, подтекст обычно остается нераспознанным
  • Решение арифметических задач в два и более действия недоступно, причем помощь педагога обычно не воспринимается
  • Память снижена, хотя механическое запоминание дат, имен может быть хорошим
  • Отсутствует фантазия, воображение, чувство юмора
  • Интересы – сказки, телевизор, иногда – компьютерные игры
  • Поступки непоследовательны, характерно подражательство, внушаемость, подверженность чужому влиянию, раздражительность или апатичность

Принципы лечения и реабилитации при умственной отсталости легкой степени

  • Чем раньше начато лечебно-педагогическое воздействие, тем лучше результат коррекции нарушений при дебильности
  • В первые годы жизни эффективны повторные курсы рефлексотерапии, в том числе сегментарного и точечного массажа, позволяющие стимулировать кровообращение и обменные процессы в коре головного мозга
  • Большое значение имеет правильное питание, игры на свежем воздухе, регулярные занятия лечебной физкультурой, плавание, иппотерапия, музыкотерапия, постоянное общение со здоровыми сверстниками
  • Необходимы ежедневные развивающие занятия, периодические консультации дефектолога, психолога и выполнение полученных рекомендаций, посещение детского сада, школьные занятия
  • У взрослых, у которых с детства диагностирована умственная отсталость легкой степени, в коррекции на первый план выходит регулярная физическая активность, работа по дому и на производстве, социальная адаптация

При правильном воспитании и обучении, своевременной коррекции сопутствующих неврологических и психических расстройств, лица с легкой интеллектуальной недостаточностью могут повысить свой IQ на 10-15 единиц, научиться читать и писать, общаться с окружающими, закончить 4-5 классов общеобразовательной школы или вспомогательную школу, приобрести профессию, успешно работать, создать семью и самостоятельно жить. Конечно, таких результатов достигают далеко не все, но потенциал для этого есть практически у каждого, особенно при легкой степени дебильности (IQ 65-69).

При более выраженном снижении уровня интеллекта дети могут учиться по специальной программе, приобретая преимущественно бытовые навыки и возможность заниматься простым неквалифицированным трудом (подсобный рабочий, уборщица, полевод).

При наличии сопутствующих соматических заболеваний, патологии нервной системы, выраженных психических нарушений больные  умственной отсталостью легкой степени (обычно это выраженная и глубокая дебильность) нетрудоспособны и нуждаются в назначении пособия по инвалидности.

Источник: https://medblog.by/zabolevaniya/umstvennaya-otstalost-legkoj-stepeni/

Как определить лёгкую умственную отсталость в зависимости от стадии заболевания

Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать

Олигофрения, или как её ещё называют умственная отсталость, вызывает у людей не очень приятные ассоциации. Чаще всего, все познания об этом нарушении идут из кинофильмов и передач. Что же происходит с человеком на самом деле, мало кто может себе представить. Тем более что пациенты, как правило, находятся обособленно от обычных людей.

Многие люди сталкивались с человеком, у которого лёгкая степень заболевания, поэтому подозрений о её существовании у них не возникло. Выделить чёткую границу между обычным человеком и пациентом с олигофренией в лёгкой форме не так просто.

Медицинская практика показала, что олигофрения может быть врождённой или приобретённой ребёнком в возрасте до трёх лет. Это выражается снижением интеллекта.

А на эмоциональную сферу заболевание никак не влияет. Человек чувствует радость и гнев, симпатию и неприязнь.

Умственная отсталость не прогрессирует, наоборот, при правильном подходе и обучении интеллект может повышаться.

Почему появляется заболевание

Выделяют несколько причин, вследствие которых возникает олигофрения. Не все они ещё до конца изучены. Считается, что органически поражается мозг, а это приводит к снижению интеллекта и проявления заболевания.

Одной из главных причин считают наследственную предрасположенность. К этому добавляется и наличие вредных привычек во время беременности, приём лекарственных препаратов или наркотиков.

Возникает умственная отсталость на фоне имеющихся заболеваний:

  • сахарного диабета;
  • токсоплазмоза;
  • гепатита;
  • сифилиса;
  • сердечного заболевания.

К причинам возникновения заболевания относят наличие резус-конфликта, тяжёлого токсикоза во время беременности, родовой травмы, недоношенности. Поэтому рекомендуется беременным женщинам постоянно следить за своим здоровьем и посещать врача.

Мужчинам также стоит задуматься о будущем детей. Риск воспитывать ребёнка с умственной отсталостью повышается, если будущий отец принимает алкоголь или наркотики продолжительное время.

Губительное действие оказывает профессиональная вредность. Это касается родителей, у которых на производстве присутствуют радиация и химикаты.

Как проявляется умственная отсталость

Главный симптом — сниженный интеллект. В зависимости от степени его снижения выделяют три формы умственной отсталости:

  • лёгкую;
  • среднюю;
  • тяжёлую.

Первую степень называют дебильностью. В этом случае IQ пациента находится в диапазоне 50–69. Это практически такие же люди, как и обычные здоровые. Пациенты не могут концентрировать внимание, поэтому возникают трудности в обучении. Хотя, они все запоминают и помнят долгое время.

У пациентов нарушается поведение. Вся их жизнь зависит от родителей и воспитателей.

Несмотря на то, что у них лёгкая степень умственной отсталости, они боятся смены обстановки, замыкаются в себе, им тяжело определить чувства обычного человека и общаться с другими людьми.

Есть пациенты, которые, наоборот, стараются привлекать внимание с помощью различных поступков, иногда антисоциальных. Такие люди могут стать жертвой обмана, или попасть в ряды преступников. В то же время они понимают, что отличаются от обычных людей и стараются скрывать этот факт.

Вторая степень умственной отсталости — имбецильность. Пациентов отличает IQ около 35–49. Они привязываются к людям, понимают, когда их хвалят или ругают. Они обучаемы простым навыкам самообслуживания, речи и письму. Однако проживать они могут только под контролем здорового человека.

Третья степень олигофрении — идиотия. У больных IQ ниже 34. Они не обучаемы, плохо разговаривают, неуклюжи в движениях. Так как им необходим постоянный контроль, то проживать они могут только в специализированном учреждении, где за ними круглосуточно наблюдают.

Оценить степень заболевания пациента позволяет не только IQ. Врач проверяет бытовые навыки, состояние психики, изучает, насколько пациент социально адаптирован, учитывает перенесённые заболевания. А на основании полной диагностики подтверждает или опровергает наличие умственной отсталости.

В детском возрасте у ребёнка проявляется задержка развития. Её выявляют на приёме у педиатра. Таким детям трудно общаться в коллективе, им тяжело соблюдать режим дня, сидеть на занятиях. В школе они невнимательные, не могут сидеть спокойно на уроке. Они плохо учатся и ведут себя вызывающе, несмотря на лёгкую степень заболевания.

Своевременное обращение к психологу или психоневрологу поможет выявить заболевание. Тем более что у таких детей часто возникают судороги, головные боли, тики.

Чаще всего олигофрению определяют уже в раннем возрасте. На фоне генетики её развития, можно определить болезнь на стадии беременности. Для этого женщины сдают скрининговое обследование, которое позволяет определить наличие умственной отсталости, что влияет на сохранение плода.

Если у ребёнка не развивается ферментная система, это приводит к олигофрении. С виду нормальные дети страдают рвотой, высыпаниями на коже, потливостью с неприятным запахом.

Лечение нужно начинать до трехмесячного возраста, чтобы добиться определённых успехов и сохранить интеллект. В первую очередь понадобится обследование педиатра, который отправит на приём к неврологу, и назначит анализы крови и мочи, а также проведение энцефалограммы.

В старшем возрасте понадобится консультация у психолога или психиатра.

Своевременное лечение даёт возможность подготовить ребёнка к адаптации и самостоятельной жизни. А вот самостоятельно ставить диагноз и заниматься самолечением не рекомендуется. Это будет упущенное время, которое можно с пользой использоваться для лечения детей. Тем более что возникающая умственная отсталость может маскировать другие серьёзные заболевания.

Лечение умственной отсталости

Лечение олигофрении должен назначать специалист. Это могут быть гормональные препараты или те, в составе которых есть йод. Такое лечение назначают, если заболевание вызвано проблемами со щитовидной железой. Обязательной будет и специальная диета для заболевания в любой степени.

Коррекцию олигофрении проводят с помощью ноотропных препаратов, которые улучшают обменные процессы в мозговой ткани. С ними принимают витамины группы В и кислоты.

Если у пациента нарушается поведение, может понадобиться лечение нейролептиками или транквилизаторами.

Доказанный факт, что самым лучшим является комплексный подход в лечении умственной отсталости. Это означает, что помимо лечения нужно уделить внимание индивидуальному подходу в обучении, занятиям с психологом и логопедом.

Обязательно придерживаться дозировки, указанной врачом. Если препарат вызывает дискомфорт, или появились новые симптомы, нужно сразу обращаться за помощью к специалисту.

Лечить умственную отсталость пытаются и народными средствами. Для этого используют растения, которые активизируют нервную систему. Среди них:

  • женьшень;
  • лимонник китайский;
  • алоэ.

Однако стимулирующие средства не всегда положительно сказываются на умственной деятельности, поэтому понадобится консультация со специалистом.

Большое значение в лечении имеет социальная адаптация. Существуют программы реабилитации, которые позволяют получить образование по адаптированной школьной программе, а затем трудоустроиться пациентам с умственной отсталостью.

Только своевременное и правильное лечение поможет добиться положительных результатов. Многие пациенты после определённого курса лечения имеют семью и работу. Если же не предпринимать никаких мер, то такие пациенты становятся асоциальными личностями. Они злоупотребляют алкоголем и часто попадают в криминальный мир.

Профилактика умственной отсталости

Под профилактикой олигофрении подразумевается серьёзный подход к собственному здоровью. Планирование беременности подразумевает обследование обоих партнёров на стадии принятия решения о рождении детей. Это поможет выявить инфекционное или хроническое заболевание.

Во время беременности женщина должна помнить о том, что она несёт ответственность за свою жизнь и будущего малыша. Поэтому важно вести здоровый образ жизни, посещать специалиста и выполнять его рекомендации.

После рождения малыша необходимо постоянно контактировать с детским педиатром, проводить назначенные обследования. Если у родителей есть сомнения, что ребёнок болен олигофренией, нужно получить консультацию специалиста и начинать лечение.

К таким врачам, как психоневролог и психиатр, относятся с предубеждением. К ним стараются не ходить, поэтому часто запускают болезнь у детей. Тенденции повышения медицинской грамотности, которые замечены на протяжении последних несколько лет, делают такие ситуации более редкими.

Источник: https://psiho.guru/zabolevaniya-i-diagnozy/osobennosti-legkoy-umstvennoy-otstalosti-prichiny-i-simptomy.html

Как вылечить умственную отсталость легкой степени у детей

Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать

Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) – это специфическое состояние, обусловленное особым уровнем деятельности центральной нервной системы, а не психическим заболеванием. Оно носит хронический, непрогрессирующий характер и возникает в связи с органической патологией головного мозга.

Пораженная ЦНС ограничивает интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, такое отклонение возникает еще во время внутриутробного развития, и окончательно формируется до трех лет от роду.

Вследствие разного рода повреждений головного мозга, спровоцировавших распад психических функций, олигофренией может заболеть человек и в зрелом возрасте. Это называется деменцией. Ее следует отличать от приобретенного слабоумия, под которым подразумевают снижение интеллекта в связи с возрастными изменениями головного мозга.

Умственную отсталость относят к тяжелым патологиям. Однако, в зависимости от формы ее развития, специалист может максимально адаптировать больного к окружающему социуму, провести коррекцию некоторых недостатков.

Классификация УО

Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:

  • легкая (дебилизм) – IQ 69–50. Данная форма характеризуется незначительной отсталостью развития, которая дает возможность человеку социализироваться в окружающем обществе;
  • умеренная (не резко выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Такие больные обладают элементарными навыками общения, способны понимать жесты, отвечать на них, но их тяжело их понять, когда они волнуются;
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ 34–20;
  • глубокая (идиотия) – IQ менее 20. Ей свойственны практически неразвитая речь, отсутствие инстинктов и примитивных реакций. Среди дополнительных проявлений можно заметить такие – низкий показатель или полное отсутствие координации движений, апатия, неоправданная злобность, гнев и т.п.

Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):

  • легкая – 69–65;
  • умеренная –64–60;
  • тяжёлая – 59–50.

Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.

Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.

Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.

Причины появления  

Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:

  • наследственные заболевания (хромосомные и генные);
  • внутриутробные инфекции – токсоплазмос, краснуха и другие, негативно воздействующие на плод;
  • употребление матерью токсичных веществ, спиртных напитков, сильных препаратов, облучение, курение;
  • недоношенность плода;
  • проблемы в процессе родов и в первые месяцы жизни ребенка – кислородное голодание, механические травмы головы, инфекционные заболевания;
  • отсутствие нормального воспитания, обучения и социализации, невозможность полноценной работы мозга вследствие этого;
  • невыясненная этиология.

Признаки УО легкой степени

Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.

Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это  будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике.

Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания.

Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.

У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.

Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:

  1. Аномальное развитие моторики. Малыш поздно начинает держать головку, пытаться сесть, встать, ходить. У него нарушен хватательный рефлекс, он не в состоянии удержать игрушку, а чуть позже – ложку.
  2. Процессы возбуждения и торможения неуравновешенны – малыш чрезмерно импульсивен, раздражим или излишне вял и медлителен.
  3. Запоздалый лепет. Говорить начинает со значительным опозданием или речь вообще отсутствует. Говорить связно ребенок не в состоянии, так как ему тяжело построить фразу. Он не понимает, что ему говорят, поэтому не может выполнить даже элементарные просьбы.
  4. Бедная эмоционально-волевая сфера, замкнутость в себе, отсутствует интерес к происходящему вокруг.
  5. Нет интереса к игрушкам, превалирует неправильное их использование, отдается предпочтение примитивным играм.
  6. Отсутствует абстрактное мышление, то есть логика, математические и творческие способности.

Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.

Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.

Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.

Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.

Особенности детского слабоумия

Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.

Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.

«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.

В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:

  • добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
  • озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.

Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.

Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.

Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.

Источник: https://e-polza.ru/kak-vylechit-umstvennuju-otstalost-legkoj-stepeni-u-detej/

Легкая умственная отсталость у детей

Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать

Умственная отсталость легкой степени у детей – врожденное или приобретенное в раннем детстве состояние задержки или недоразвития психики, центральным дефектом которого является снижение интеллектуальных функций.

Причины легкой умственной отсталости у детей

Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.

Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:

  • Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
  • Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
  • Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
  • Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
  • Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.

Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью

Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет. Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет.

Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:

  • Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
  • Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
  • Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
  • Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.

Диагностика легкой умственной отсталости у детей

Диагнoз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, главное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных и высших психических функций, а также отсутствии признаков прогрессирования недоразвития.

С целью определения степени выраженности психического дефекта и его ведущего звена используются специальные психологические методы оценки интеллекта.

Так же проводится нейропсихологическая диагностика, которая помогает не только определить уровень развития высших психических функций ребенка с умственной отсталостью, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности (те сильные стороны, на которые возможно будет опереться в коррекции и лечении умственной отсталости).

Легкую степень умственной отсталости необходимо разграничивать от диагнозов, обусловленных психическими заболеваниями (например, шизофренией) и выраженной педагогической запущенностью.

Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью

Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.

Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру.

Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.

Кроме этого, можно выделить следующие особенности:

  • Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
  • Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
  • По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.

Лечение и коррекция детей с легкой умственной отсталостью. Особенности обучения детей с умственной отсталостью

Коррекция детей с легкой умственной отсталостью ведется исходя из ведущего дефекта (связанная с нарушением разных анализаторов, с лобной недостаточностью, с психопатоподобным поведением и др.) и по нескольким направлениям:

  1. Нейрокоррекционная помощь. Грамотно выстроенная программа, с учетом нейропсихологических особенностей ребенка, его сильных, «ресурсных» сторон может помочь в развитии:
  • моторных и координаторных навыков, мелкой моторики;
  • развитии устойчивых межполушарных связей, увеличении скорости обработки сенсорной информации;
  • зрительно-моторной координации, связи «рука-глаз», укреплении глазных мышц и прослеживающих движениях глаз (что важно, в частности, для формирования навыков письма и чтения);
  • расширении полей зрения, формировании пространственного восприятия, развитии функций мышления, что необходимо для усвоения математики, умения строить логико-грамматические конструкции, связной речи;
  • развитии саморегуляции, произвольности, внимания, снижении истощаемости;
  • формировании возможностей к «оттормаживанию» нежелательного поведения;
  • улучшении восприятия неречевых шумов, непосредственно речи, умении различать темпо-ритмические рисунки: то есть, слуховом восприятии;
  1. Специализированная программа обучения в саду и школе. Дети с легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми навыками.
  2. Дополнительно может потребоваться помощь дефектолога (развитие социальных навыков, самообслуживания, мышления), логопеда, невролога.

Прогноз ребенка с легкой умственной отсталостью

Прогноз детей с легкой умственной отсталостью зависит от степени поражения или незрелости мозга, от вида ведущего дефекта.

На сегодняшний день это нарушение считается неизлечимым. Тем ни менее, при умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Многие дети с легкой умственной отсталостью заканчивают школы и училища, работают, строят семьи.

Самое важное родителям, столкнувшимся с данным нарушением у своего ребенка, понимать необходимость и своевременность коррекционной помощи; осознавать, что с помощью правильных, часто долгих, занятий со специалистами (нейропсихолог, дефектолог, логопед, невролог, специальные коррекционные сады и школы) многие отклонения могут быть успешно скорректированы.

Источник: http://cns-neiro.ru/articles/legkaya-umstvennaya-otstalost-u-detey/

Советы врача
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: